В современных условиях энергообеспечения особое значение приобретают мобильные и надёжные источники энергии. Одним из ключевых решений в этой сфере является передвижная автоматизированная электростанция ПАЭС-2500, основу которой составляет одновальный двигатель АИ-20.
АИ-20: сердце ПАЭС-2500
Двигатель АИ-20, разработанный в середине XX века, зарекомендовал себя как один из самых надёжных в своём классе. Изначально созданный для авиации (устанавливался на самолеты Ан-24, Ил-18), он нашёл применение в сфере энергетики благодаря высокой мощности (до 4000 л.с.) и устойчивости к экстремальным условиям. В составе ПАЭС-2500 АИ-20 (мод. ДМЭ) выполняет роль привода генератора, обеспечивая выработку электроэнергии до 2,5 МВт. Этой мощности достаточно для снабжения небольшого посёлка или промышленного объекта.
Описание конструкции АИ-20
- Осевой 10-ступенчатый компрессор
- Кольцевая камера сгорания
- Трёхступенчатая осевая турбина
- Планетарный редуктор
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Преимущества АИ-20 при использовании в составе ПАЭС-2500
- Надёжность: двигатель рассчитан на длительную работу при минимальных требованиях к обслуживанию
- Экономия топлива: расход топлива ниже, чем у многих аналогов
- Мобильность: компактные габариты позволяют быстро устанавливать электростанцию в удалённых районах
ПАЭС-2500: энергия в любую точку страны
Передвижная автоматизированная электростанция ПАЭС-2500 предназначена для оперативного обеспечения энергией регионов, где отсутствует стационарная инфраструктура, или при наступлении условий чрезвычайной ситуации. Установка монтируется на шасси грузовика, что позволяет транспортировать её в том числе по бездорожью. Основные сферы применения:
- Ликвидация последствий стихийных бедствий
- Поддержка нефтегазовых месторождений
- Обеспечение энергией военных объектов
Двигатель АИ-20 способствует универсальности использования ПАЭС-2500: диапазон температур работы составляет от –50°C до +45°C, а ресурс двигателя превышает 20 000 часов.
До недавнего времени производство АИ-20 было сосредоточено на предприятии-разработчике, однако в рамках импортозамещения и оптимизации процессов логистики в настоящее время рассматривается вопрос локализации двигателя АИ-20 на Заводе газотурбинного оборудования («ЗГО») в г. Зеленодольске (Татарстан).
Среди главных преимуществ локализации:
- Сокращение сроков поставок комплектных установок для заказчиков на территории Российской Федерации
- Снижение себестоимости производства
- Снижение зависимости от внешних поставщиков комплектующих
Завод газотурбинного оборудования, созданный в 2023 году в Татарстане с целью освоения высокотехнологичных проектов, уже имеет достаточно обширный опыт в сервисном обслуживании и восстановительном ремонте критически важных компонентов газовых турбин. Предприятие активно сотрудничает с отраслевыми казанскими институтами, что позволяет внедрять инновационный подход в производство.
Локализация производства двигателя АИ-20 на мощностях «ЗГО» – это не только шаг к технологической независимости, но и пример эффективного сотрудничества науки и промышленности. Реализация данного проекта позволит укрепить позиции в сфере мобильной энергетики и обеспечить надёжное энергоснабжение в самых сложных условиях. Такое решение станет важным шагом в развитии отечественного машиностроения и укреплении энергетической безопасности России.